Главная - Петр и Феврония - Церковное почитание Петра и Февронии в современной России

Церковное почитание Петра и Февронии в современной России

19 сентября 1992 г. произошло событие, знаменательное для церковной и культурной истории не только Мурома, но и всей России. Многолюдным крестным ходом мощи святых Петра и Февронии были перенесены в возрожденный Свято-Троицкий монастырь. Впервые городские власти соединили общегородское торжество с церковным праздником.

В местной газете писали: «Когда… солнце поднялось из-за Оки, в Троицком соборе шло торжественное освещение престола. Затем начался крестный ход… священнослужители и прихожане прошествовали к Благовещенскому собору, где почивали мощи Муромских чудотворцев после передачи святыни Церкви из местного музея…

Под колокольный перезвон святыню… на специально сооруженном ковчеге… вынесли из собора… Епископ Владимирский и Суздальский Евлогий… обратился к пастве с проникновенным словом праздничной проповеди: „Да любите друг друга по примеру верных супругов Петра и Февронии, помня: взаимная любовь – духовный подвиг и великий труд…”»

Выступил с речью и мер города П. Кауров, говорил о благоденствии Мурома, надеясь на помощь своего небесного покровителя – святого князя Петра Муромского. Мощи чудотворцев были перенесены в Троицкий собор монастыря».

Вскоре после перенесения мощей, «сестры заметили, что над Муромом поднимаются два светящихся в ночи столпа. А лампадки у мощей стали зажигаться сами. После этого там установили неугасимую лампаду. Во время перенесения мощей стала источать чудесное миро икона, находившаяся раньше на крышке раки святых Петра и Февронии». С первых же дней пребывания святых мощей в Троицком монастыре сложилась традиция: по воскресеньям сестры поют акафист святым у открытой раки.

 

Отныне судьба святыни соединена с девичьей обителью. Каждый год торжественно отмечаются две даты – памяти святых 8 июля и перенесения их мощей –19 сентября. События, связанные с почитанием Петра и Февронии, заносятся в монастырскую летопись: «8 июля 1993 г. Впервые в обители отмечали как престольный праздник память благоверных Петра и Февронии… у раки с мощами святых… служил Преосвященный Евлогий»; «19 сентября 1993 г. Отмечали первую годовщину перенесения… святых мощей…

В честь праздника монахиня Серафима составила особые тропарь и кондак». С каждым разом в монастырь к святым покровителям брака прибывает все более паломников: «8 июля 1995 г. На праздничный день… прибыло множество паломников из Москвы и других городов»; «8 июля 1996 г… принимали паломников из Москвы, Киева, Новосибирска, Рязани и многих других городов»; «8 июля 1997 г. В праздник… в Троицком соборе совершено освящение придела в их честь… ровно через 450 лет со дня прославления святых (1547 г.)…

На торжество прибыло такое множество гостей, что придел заняли лишь священнослужители… молящиеся, горожане и гости, заполнили весь собор, а частью и с улицы участвовали в богослужении…

Праздник продолжился великой трапезой. Из-за большого количества гостей столы были накрыты не только в трапезной, но и на улице…»; «23 июня 1998 г… рака.. была перенесена из южной галереи Троицкого собора в середину храма и поставлена на правом клиросе»; «8 июля 1998 г. отмечали 770-летие со дня преставления… съехалось небывалое количество гостей… присутствовали гости… из Владимирской, Московской, Нижегородской, Рязанской… и весьма отдаленных епархий.

 

Торжества возглавлял Высокопреосвященнейший Евлогий… Святые покровители обители и града Мурома словно делились своей радостью и благодарностью, что рака с их мощами отныне будет находиться в середине собора, на достойном, подобающем им месте… Состоялся Крестный ход на место ранее существовавшего Крестовоздвиженского монастыря, где 7 июля 1998 г. установили крест».

В монастырской летописи фиксируются случаи «благодатной помощи от мощей». Среди них немало примеров дарования детей бездетным супругам. Джон Кописки впервые оказался в муромском Свято-Троицком монастыре в 1992 г. на празднестве перенесения мощей. Супруга Джона, русская, из-за болезни не могла иметь детей.

Но по молитвам святых Петра и Февронии 26 мая 1993 г. у Джона и его жены Нины родился первый сын. Джон принял православие, и 19 сентября 1993 г., в первую годовщину перенесения мощей, супруги Кописки повенчались в Троицком соборе монастыря. После этого Джон стал усердным благотворителем обители. Супруги Кописки в 1997 г. воспитывали уже троих сыновей.

Не забывают сестры монастыря и родину святой Февронии. Вместе с воспитанницами обители они посещают Ласково и молятся преподобной. Там по заданию монастыря владимирские епархиальные архитекторы возвели часовню во имя Петра и Февронии.

Одна из учениц православной школы при монастыре написала сочинение: «Наше паломничество на Рязанщину было первой поездкой… мы заехали в Свято-Солотчевскую обитель… нам дали ключ от часовни в деревне Ласково… Мы пошли к другой, старинной часовне…

Именно на этом месте давным-давно молилась дева Феврония. Возле старой часовни мы отслужили молебен. Тут же мы увидели два ореховых куста, которые, как говорят, росли еще при жизни святой Февронии. Их хотели срубить, сжечь, выкапывали с корнем, но все равно на следующий день кусты вырастали заново, как ни в чем ни бывало».

Матушка Тавифа, игумения монастыря, рассказывала: «Под покров хранителей домашнего очага Петра и Февронии, в нашу обитель, Господь стал присылать одну за другой девочек, многие из которых оказались обездоленными, лишенными семейного благополучия. Благоверные супруги Петр и Феврония воистину заменили этим детям отца с матерью».

Так открылся здесь пансионат «Надежда». Воспитанницы становятся завидными невестами: они хорошо обучены, хозяйственны, умеют помогать и проявлять заботу обо всех нуждающихся, ведь образцом для девочек является святая Феврония. Девочки наизусть знают житие Петра и Февронии; трогательно поют о них в церковном хоре:

На куполах кресты блестят,
А в храме голоса звучат:
Акафист сестры там поют,
Петра с Февронию чтут.

Ныне муромский Троицкий монастырь стал сосредоточием культа святых благоверных князей Петра и Февронии. Их надгробный комплекс расположен в главном храме монастыря у иконостаса. Над отреставрированной роскошной старинной ракой водружена большая икона, в центре которой изображение святых супругов, а по сторонам – ключевые сцены жития.

 

Над резной сенью с двух сторон представлены живописные изображения фигур Петра и Февронии. В местном ряду иконостаса находится большая икона «Собор Муромских святых», где Петр и Феврония — в первом ряду справа. Они включены в сонм муромских чудотворцев, предстоящих Спасителю, распростершему свои длани над символическим изображением древнего града.

Другая икона с изображением местных святых, предстоящих иконе «Богоматерь Муромская», в числе которых и наши благоверные супруги — князья Петр и Феврония, находится в приделе, освященном в их честь.

Иконостас этого придельного храма необычен. Иконы в нем исполнены в технике резьбы по дереву. Храмовый образ придела с резным изображением святых Петра и Февронии находится на традиционном месте в местном ряду иконостаса. Под ним расположены подвесные пелены, созданные монахинями обители в золотошвейной мастерской.

Ими шито немало пелен и икон с изображением святых Петра и Февронии, которые обычно готовятся в качестве дорогих подарков. Сестры монастыря в искусстве «живописи иглой» наследуют святой Февронии.

Любопытно, что первой золотошвейной мастерицей в монастыре была сестра Христина, при пострижении получившая имя Феврония. Ныне она настоятельница Введенской женской обители в Покрове (Владимирская область), где также создана золотошвейная мастерская.

В Троицком монастыре в деревянном храме Сергия Радонежского в местном ряду иконостаса также имеется новый образ Петра и Февронии. Над высоким крыльцом храма размещены специально исполненные копии с икон Петра и Февронии XVI в., хранящихся в музее имени А. Рублева. В монастыре хранится большой образ святых Петра и Февронии XIX в., который выносится во время праздничных богослужений и крестных ходов.

Паломники делятся своими впечатлениями о посещении тихой обители: «Народу довольно много. На клиросе поют девочки в апостольниках… Очень спокойная Литургия. Очень „ученая” проповедь… В приделе иконостас – весь с вышитыми иконами…

Такое диво я видела впервые. Красиво. Я бы сказала, очень по-женски»; «В храме очередь к мощам святых Петра и Февронии муромских, не разлученных – по любви – даже во гробе. Так и лежат веками рядышком, вместе. И мыслями возвращаюсь к жене и детям, к семье… приникая к стеклу над святыми почему-то шепчу не правильное „святые Петр и Феврония, молите Бога о нас…”, а только: „Родные, родные мои, родные наши, родные…”»

В монастырях и храмах Мурома святые Петр и Феврония почитаются особо. В Благовещенском монастыре, собор которого — единственный в Муроме — не был разорен в советские годы, традиция почитания святых не прерывалась. В течение трех лет (1989-1992) здесь находились мощи святой пары после передачи их из музея.

В основном помещении собора на южной стене висит большая икона святых XVIII в., являющаяся ныне одной из главных святынь монастыря. До переноса мощей муромских чудотворцев в Троицкий монастырь она находилась под окладом массивной крышки гробницы.

После реставрации в нее вмонтировали ковчежец с частицей мощей святых Петра и Февронии и образ был выставлен для поклонения. Это он замироточил в момент перенесения мощей. Взамен ему в Троицком монастыре отцом Н. Абрамовым был написан новый.

В пышном резном иконостасе 1797 г. в местном ряду Благовещенского собора слева от Царских врат помещена своеобразная икона местного письма, изображающая муромских святых на фоне скалистого пейзажа и панорамы Мурома. Князья Константин, Михаил и Феодор, Петр и Феврония с благоговением смотрят на небо, где их взорам предстает сцена Благовещения. В монастыре имеется и образ этих святых князей конца XIX в.

В 1997 г. И. Суховым был написан один из вариантов образа «Собор Муромских святых». В числе тринадцати фигур представлены и благоверные супруги Петр и Феврония. Князь Петр показан здесь с непокрытой головой, откинутым на плечи монашеским куколем, как он иногда предстает на ранних изображениях.

В 2000-2001 гг. в придельном храме Благовещенского собора владимирским художником А. Г. Филипповым была расписана алтарная преграда. Композиция выполнена в стиле русской религиозной академической живописи конца XIX в. и навеяна образами таких художников, как М. В. Нестеров и В. М. Васнецов. Репертуарный ряд произведения отражает местное церковное предание.

В росписи представлены основные муромские святые. Особенно выделяются два «святых семейства» князей: благоверные супруги Петр и Феврония и Константин с чадами, супругой Ириной и даже маленьким внуком.

В Спасо-Преображенском монастыре образы Петра и Февронии предстают на ряде современных икон в храмах и наружных изображениях на монастырских постройках. Частицы мощей святых князей хранятся в специальном реликварии Преображенского собора рядом с другими святынями.

Петр и Феврония издавна почитались в Москве и не только царственными особами. В храме Вознесения Господня на Большой Никитской до самого его разорения в 1937 г. имелась особо чтимая москвичами икона святых, поклониться которой приходили христиане, готовящиеся к вступлению в брак, и молодожены. Храм возвращен церкви в 1991 г.; настоятелем его стал отец Геннадий (Огрызков).

По словам о. Геннадия «та же благая Воля Божия, которая явила чудотворные мощи святых супругов в городе Муроме, явила частицу их и в городе Москве». Она была подарена матушкой Тавифой храму, когда мощи Петра и Февронии перенесли в Троицкий монастырь. Вскоре на родине Петра и Февронии местному иконописцу И. Сухову батюшка заказал икону чудотворцев для своего храма.

Один из духовных детей о. Геннадия вспоминает: «93-й год. Путь в Муром. Едем с батюшкой за иконой благоверных князей Петра и Февронии, которая написана в Муроме, и которую он должен освятить на их мощах… А в Муроме, с Муромскими святыми – он встречался, как с живыми людьми, к которым он пришел на поклон. И нам было очевидно, что Муромские святые – материализованная Воля Божия…

Праздник Смоленской Божией Матери. Возвращаюсь из Оптиной к молебну. Елена вышила икону Божией Матери Смоленской с предстоящими Благоверными князьями Петром и Февронией». Новая икона благоверных Петра Февронии с мощевиком была помещена в приделе Усекновения главы пророка Иоанна. Одна из духовных дочерей о. Геннадия вспоминает: «Икона… чудотворцев появилась в… 1993 г. и сразу начали петь им акафист…

В храме появились свои супружеские пары – такова была сила молитвы этим угодникам Божиим». В церкви Вознесения по понедельникам совершается молебен муромским чудотворцам, а перед венчанием молодые супруги читают акафист перед их иконой. Это стало благочестивой традицией молитвенного обращения к святым покровителям православного брака.

О. Геннадий призывал «всех верующих присоединить свои святые молитвы к соборным молениям» своего храма. Накануне праздника Благовещения, за несколько часов до своей скоропостижной смерти (7 апреля 1997), о. Геннадий отдыхал между службами в семье друзей. Так случилось, что последним его благословением духовным чадам были иконки Петра и Февронии, которые он раздал всем присутствующим.

Небольшой старинный московский храм Вознесения, находящийся напротив консерватории, так и манит прохожего зайти в него. Здесь совершенно особый мир. Как-то пришла сюда и одна из будущих прихожанок храма: «Я стала писать записки.

Отдав их… пошла приложиться к иконам. Правый придел тогда был закрыт.. Вышла я в тот первый раз успокоенной, все тяготы и заботы отошли далеко-далеко. И всю дорогу обратно ехала умиротворенной и защищенной. Кем? Чем? Не знаю… Однажды я отдала записки, и Рая, которая их принимала… говорит: „А кто у тебя Феврония?” Она увидела имя в записке об упокоении. „Бабка по матери, — говорю”… — „А ты знаешь, ведь у нас здесь есть икона благоверного князя Петра и княгини Февронии!..” И показала икону…

От иконы шло такое благоухание, как будто цветы луговые рассыпаны! И ничему я уже не удивлялась. Не бабушка ли сибирская привела меня сюда?»

Еще одна из духовных дочерей о. Геннадия уверена, что каким-то непостижимым образом Петр и Феврония помогли ей «блестяще» защитить диссертацию на семейную тему — «провальную» в те годы. Только позднее она узнала, что особо чтимой иконой храма Малого Вознесения является икона покровителей супружества.

Святые Петр и Феврония почитаются и в других храмах Москвы. Например, большой образ муромских чудотворцев современного письма находится в церкви Святителя Николая, что в Заяицком.

Почитание Петра и Февронии, возрожденное в Муроме, ширится по России и за ее пределами, не порывая связей с местом, где находятся мощи покровителей семейного счастья и благополучия. В Муроме написано немало их икон, заказанных для разных монастырей, приходов и частных лиц; многие из них созданы иконописцем Игорем Суховым. Конечно, особым почитанием окружены муромские святые на Рязанщине. Для древнего кафедрального Борисо-Глебского собора в Рязани в 1995 г. ему была заказана икона «Моление Муромских князей иконе „Богоматерь Муромская”».

Для Суздаля в 2007 г. им была создана икона с изображением благоверных вместе со святой праведной Иулианией Лазаревской (Муромской), прославленной милосердием и подвижнической жизнью. Годом ранее для монастырского подворья в г. Судаке в Крыму он написал икону «Святые благоверные князья Петр и Феврония, муромские чудотворцы».

На ней «двоица» святых супругов представлена в одном из вариантов традиционной иконографии – минейном. Подобное изображение святых дано иконописцем и на их образе (с частицами мощей), написанном несколько ранее для Сретенского монастыря в Гороховце (Владимирская область).

Современные иконы святых Петра и Февронии создаются, наследуя традиционную иконографию. Как и на древних образах, святые обычно изображаются вместе, дабы подчеркнуть их супружество и духовное единение. Однако, как и ранее, встречаются исключения. Тем же иконописцем для Никольского монастыря в Гороховце создана необычная икона. Образ установлен в крипте собора над могилой его настоятеля схимонаха Алексия (ум. 2003).

На нем предстоят три святых небесных покровителя умершего, связанных с его именами: мирским, монашеским и данным при пострижении в схиму. Образ святого князя Петра присутствует на этой иконе, т. к. во имя него был наречен отец Стефан в монашестве. Судьба этого известного и почитаемого в Муроме и Гороховце батюшки связана со святыми Петром и Февронией.

Следуя их примеру, он и его супруга одновременно постриглись и разошлись по монастырям в разных городах.

На современных образах известны изображения святой Февронии без супруга. Один из них — «Собор святых жен в земли Российской просиявших» — в качестве иллюстрации помещен на обложке книги А. Трофимова «Святые жены Руси» (М., 1994).

Многие жители России и ближнего зарубежья, заботясь о семейном благополучии и надеясь на помощь Петра и Февронии, обращаются в Муром и заказывают «домашние» иконы муромских чудотворцев. В 2007 г. такой образ был заказан И. Сухову жителем Коломны, который подарил его своей дочери на свадьбу.

Другой — в том же году был отослан иконописцем в Минск. Вторая икона, по желанию заказчицы, отличается своеобразным изображением чудотворцев. На ней молодые супруги, облаченные в нарядные одежды, склонясь друг к другу, держатся за руки. За ними – чудесный «град».

Из Троицкого монастыря икона святых была отправлена в Свято-Успенский приход г. Турку (Финляндия), основанный на территории Генконсульства РФ. Связь прихода с монастырем тесная. Настоятель прихода иеромонах Никита (Добронравов) родом из Мурома, участвовал в восстановлении Троицкого монастыря.

Регент прихода – инокиня Арсения – была пострижена в этом монастыре. Игуменья Тавифа и сестры монастыря несколько раз были в Турку. Видя духовные потребности и трудности прихода, игуменья Тавифа предложила для поддержки верующих и их семей «обратить свои молитвенные взоры к предстательству и заступлению свв. преп. Кнн. Петра и Февронии – покровителей брака и семьи», а также передала икону с частицей мощей.

«В воскресенье, 28 января 2007 г. состоялась торжественная встреча и перенесение в храм. В Успенской церкви было подготовлено украшенное резными деревянными створками специальное место, в котором постоянно будет пребывать икона, чтобы все имели возможность поклониться этой великой святыне».

В настоящее время в муромском Троицком монастыре активно готовятся к торжественным церковным мероприятиям и праздничным службам, которые пройдут 8 июля 2008 г. и будут посвящены 780-летию со дня преставления святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Вместе с ними готовятся к этой дате и все муромские храмы и монастыри, а также городские власти, все церковное и культурное сообщество.