Главная - Петр и Феврония - Иконография

Иконография

Сохранившиеся изображения Петра и Февронии созданы не ранее середины XVI в., т. е. вскоре после их прославления. К наиболее ранним относятся таблетка в собрании Новгородского музея-заповедника и росписи Архангельского собора московского Кремля 1650–1660-х гг., восходящие к 1560-м гг.

Значительная часть изображений происходит из храмов Мурома. Многие произведения не сохранились. Писцовая книга 1636 г. только при описании собора Рождества Богородицы и храма Петра и Февронии фиксирует семь памятников. Из них сохранилось три: покров на мощи святых 1593 г. и две житийные иконы. Одна — конца XVI-первой четверти XVII вв. — первоначально размещалась над ракой. Вторая, созданная в 1618 г., находилась в местном ряду иконостаса.

Поскольку Повесть сообщает о предсмертном пострижении супругов, они изображались в монашеских одеждах, со схимническими куколями на головах. Такой тип был закреплен в «прорисях» лицевых и рекомендациях толковых иконописных подлинников. Петр и Феврония помещены в Строгановском подлиннике XVI-начала XVII вв. под 25 июня: «Пр(е)п(о)д(о)бный (кня)зь Петръ моромиц (с)едъ»; «Пр(е)п(о)добная княгиня феврония». В подлиннике Новгородской редакции указано: «25 июня…

В тот же день преставися благоверный князь Петр, во мнишеском чину нареченный Давид; и супружници его, благоверныя Февронии, нареченныя во мнишеском чину Ефросении, Муромских чюдотворцев». В рукописном иконописном подлиннике последней четверти XVIII в. из собрания Н. П. Лихачева отмечено: «Петръ седъ всхиме.

Брада Димитрия Прилуцкаго, риза прпдническая в руце свитокъ. Феврония подобиемъ аки Евдокия образом и ризами руки к Петру молебны». Близкое описание в подлиннике С. Т. Большакова, где муромский князь сравнивается с преподобным Димитрием Прилуцким. Закономерным выглядит стремление уподобить Петра, только в конце жизни принявшего схиму, известному подвижнику.

Интересно, что Феврония сравнивается с преподобномученицей Евдокией, красавицей самарянкой. В молодости она вела нечистую жизнь, а после принятия христианства прославилась чудотворениями. Знаменателен эпизод, когда ее молитвами был побежден змий и оживлен отрок, укушенный им.

В подлиннике Г. Д. Филимонова (XVIII в.) есть изменения: «Петр подобием стар и сед, брада аки Богоотца Иоакима кудревата, ризы преподобническия, в схиме. Феврония образом и ризами аки Евдокия, и в схиме». Наконец, в рукописном подлиннике 1800 г. (Мстерский музей) указано: «Петр образомъ седъ, в схиме, брада аки оу Димитрия Прилуцкаго, или аки Иоакимовы, ризы прпдническия, в руце свитокъ. Феврония в схиме, образомъ и ризами аки Евдокия, руки к Петру простерты. А за ними монастырь».

Описания из иконописных подлинников говорят о разработанности иконографии Петра и Февронии, несколько меняющейся на протяжении XVI–XVIII вв. Скажем, в сборнике Житий и Слов начала XVII в. миниатюра, представляющая наших святых, размещена перед текстом Повести. Петр и Феврония показаны прямолично в монашеских одеяниях.

Петр — с кудрявой бородой и волосами, в остроконечном куколе. В руках держит свернутый свиток. Феврония изображена со сложенными крестом руками. В другом рукописном сборнике XVII в. иллюстрация во весь лист выполнена пером.

Петр и Феврония. в монашеских облачениях предстоят Спасу Вседержителю. В руках князя развернутый свиток с надписью: «Оставих всю красною и прелестныя ю и обретох црство». Под ногами святых — «гористый» позем, в центре которого стилизованный растительный элемент, символизирующий, возможно, «процветшее древо» из жития Петра и Февронии.