Концерт ко дню семьи, любви и верности 2018
Главная - История - 2008 - 8 июля 2008 - день семьи, любви и верности

8 июля 2008 — день семьи, любви и верности

Вчера во всей России впервые отмечался День семьи, любви и верности. Праздничные мероприятия, посвященные этому возрождаемому празднику, прошли и в Смоленской области. Губернатор Сергей Антуфьев во время своей рабочей поездки в Дорогобуж принял участие в открытии зала торжественных обрядов при местном отделе ЗАГСа и в чествовании молодых семей. Праздничные мероприятия прошли и во многих других районных центрах области.
В Смоленском гуманитарном университете состоялся «круглый стол», организованный администрацией области, Общественной палатой региона и миссионерским отделом Смоленской и Калининградской епархии. Его участники обсудили роль государства, Церкви и общественных институтов в формировании семейных ценностей. Главный итог дискуссии — духовно крепкая, нравственно здоровая семья является основой благополучия каждого человека, благополучия всего государства.
Отказался от престола ради любви
Предание отождествляет Петра и Февронию (Давида и Евфросинию) с муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой. Князь жил в Муроме и правил с 1204 до 1228 года. Петр болел проказой, и никто не мог его вылечить. Однажды во сне он увидел, что излечить его чудесным образом сможет только дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой Рязанской губернии. Когда князь увидел ее благочестие, мудрость и доброту, то дал обет непременно жениться на ней.
Постом и молитвой, с помощью Февронии он излечился от тяжелого недуга. Князь женился на своей возлюбленной, но брак князя на простой крестьянке возмутил бояр, и они изгнали супругов из города. Сохраняя семью, князь отказался от престола. Но вскоре на Муром обрушились бедствия, и народ вспомнил о мудром князе и взмолился о его возвращении на престол.
Петр и Феврония посвятили себя добрым делам. Пронеся любовь друг к другу через всю жизнь, они договорились умереть в один день и час. Незадолго до смерти супруги приняли монашеский постриг с именами Давид и Евфросинья.
Князь Петр уединился в Спасо-Преображенском мужском монастыре, а Феврония — в женском монастыре у церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Когда Петр почувствовал, что умирает, он послал послушника в соседний монастырь к жене. В это время Феврония золотым шитьем вышивала воздух (покрывало чаши для причастия). «…Пусть подождет, мне надо закончить…», — просила передать Феврония. Через некоторое время опять прибежал послушник с сообщением, что умирает ее супруг. И опять просила Феврония подождать… И когда в третий раз посыльный сказал, что князь отходит, Феврония сделала последний стежок, воткнула иголку в шитье и затихла навеки. Умерли супруги 8 июля 1228 года.
Положили их в гробы для отпевания, а утром обнаружили тела в общем гробу, который супруги перед смертью завещали сделать. Тела переложили в разные гробы согласно монашеским канонам, но Петр и Феврония снова оказались вместе. Так происходило три раза. Похоронили супругов вместе.
К лику святых их причислили на церковном Соборе 1547 года. Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Верующие считают, что своими молитвами они низводят небесное благословение на вступающих в брак. В конце XVIII века мощи святых поместили в гробницу, в которой они покоятся по сей день. После революции гробница Петра и Февронии была передана муромскому музею. В 1989 году рака с мощами святых была возвращена церкви и несколько лет находилась в муромском Благовещенском соборе. В 1993 году гробница неразлучных супругов торжественно перенесена в Троицкий монастырь.
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл — о семейных ценностях
Семья, семейные ценности — что это такое? Какое место семейные ценности занимают в жизни народа? Вообще, прежде чем говорить о семье, нужно обязательно говорить о ценностях. Есть разные ценности. Ценности, имеющие большее или меньшее значение для жизни личности, общества, государства, народа, всей человеческой цивилизации. Если говорить о народе, то у каждого народа есть свои общие ценности. Они сформированы на протяжении долгой истории. Ценности всегда формировались под влиянием религиозной традиции. Но не только религиозной традиции, но и нравственного чувства, и жизненного опыта. Когда мы говорим о значении духовно-культурной традиции народа, то мы и говорим о ценностях, которые сформировались под влиянием нравственного чувства, религии и опыта, и которые запечатлены в живой традиции народа.
Но не все ценности запечатлены в этой тысячелетней традиции, а только те, которые являются общими, которые формируют архетип нации, формируют лицо народа. То, что отличает нас от других народов, является нашими общими ценностями. Но если дальше продолжить эту мысль, то следует сказать, что есть общие ценности для всех народов, для всей человеческой цивилизации. И общенациональные ценности никогда не должны вступать в противоречие с теми общими, универсальными ценностями, потому что тогда национальное начало начинает гипертрофироваться и превращаться в опасный национализм.
Что же это за общие ценности? Это те ценности, которые лежат в качестве фундамента нашего национального бытия. Именно поэтому они называются базисными ценностями в отличие от надстроечных ценностей, которые связаны с решением текущих проблем. Очень важно, чтобы политическая система государства была устроена таким образом, чтобы она ни при каких условиях не разрушала базисных ценностей общества. Нужно ясно понять, что политика должна иметь дело только с надстроечными ценностями. Вот тогда очередные выборы у нас не будут превращаться в цивилизационные землетрясения. Тогда не будет жуткого страха от того, какая партия придет к власти: одна или другая. Если все партии договорятся о том, что ни при каких обстоятельствах их политика не будет менять базисных ценностей народа, тогда остается простор для маневра, для политического действия в этой надстроечной сфере бытия. Вот если будет так, то будет и стабильность в нашем обществе.
Но, к сожалению, политические потрясения, через которые прошло наше Отечество в XX веке — смена власти, смена режимов, — носили революционный характер, что в далеком семнадцатом, что в недавнем девяносто первом. Это были революции, каждая из которых делала заявку на смену базисных ценностей, на разрушение определенного цивилизационного кода.
Государство обязано пропагандировать, укреплять в народе непреходящие ценности, развивать самосознание человека, прививать ему духовные основы бытия. Это его важнейшая роль в формировании нравственно здорового человека, оказании помощи семье как общественного института, деятельность которого направлена на воспитание и становление личности.

http://www.smolensk2.ru/story.php?id=4521